Проблемный круглый стол "ЧТО ЗНАЕТ ЭСТЕТИКА ОБ ЭСТЕТИЧЕСКОМ ОПЫТЕ?"

Кафедра эстетики и этики РГПУ им. А.И.Герцена и Российское эстетическое общество приглашают Вас на проблемный круглый стол "ЧТО ЗНАЕТ ЭСТЕТИКА ОБ ЭСТЕТИЧЕСКОМ ОПЫТЕ?" На круглом столе планируются два выступления и свободная дискуссия. Также после круглого стола состоится обсуждение дальнейших совместных действий и мероприятий по развитию эстетических исследований в регионе. Темы выступлений: А.Е.Радеев. Об эстетическом опыте вообще и о его отношении с оценкой – в частности С.Б.Никонова. Назад к Канту – и зачем это нужно? Модератор дискуссии: А.А.Грякалов.

Наука 16+

Кафедра эстетики и этики РГПУ им. А.И.Герцена и Российское эстетическое общество приглашают Вас на проблемный круглый стол

"ЧТО ЗНАЕТ ЭСТЕТИКА ОБ ЭСТЕТИЧЕСКОМ ОПЫТЕ?"

который состоится 17 февраля 2020 года в 17.00 в "Пространстве на Малой Посадской" — действующей аудитории РГПУ им. А. И. Герцена 

по адресу: Санкт-Петербург, ул. Малая Посадская, 26, ауд. 101.

Институт философии человека РГПУ им. А.И.Герцена.

На круглом столе планируются два выступления и свободная дискуссия. Также после круглого стола состоится обсуждение дальнейших совместных действий и мероприятий по развитию эстетических исследований в регионе.

Темы выступлений с принципиальными тезисами:

А. Е. Радеев "Об эстетическом опыте вообще и о его отношении с оценкой – в частности"

1. После сложных путей развития эстетики стало несомненным, что проблематика эстетического опыта (ЭО) является основной. «Эстетическое», «эстетическое отношение», «эстетическое событие», «эстетическое удовольствие», «эстетическое суждение», «эстетическая оценка» и многое другое – все это частные моменты ЭО, каждый из этих моментов следует рассматривать один из аспектов ЭО.

2. Такая принципиальность ЭО вызывает ряд вопросов (в каком смысле «опыт»? В каком смысле «эстетический»? Возможно ли (и необходимо ли) дать определение ЭО? В чем вообще проблема ЭО? Как возможен его анализ? В чем необходимость его анализа?), каждый из которых должен быть рассмотрен отдельно. Эти и подобные вопросы связаны с «проблемой манной каши» при рефлексии об ЭО. Я постараюсь на ряде примеров раскрыть эту проблему и покажу, как эта проблема может быть преодолена.

3. Поскольку проблематика ЭО слишком широка, я хотел бы подробнее рассмотреть такой частный аспект ЭО, как эстетическая оценка. Увы, именно сведение одного к другому составляет один из «пороков» в рассуждениях об ЭО.

4. Для аналитики ЭО и эстетической оценки я введу понятие силы, понятия активного и реактивного, покажу разницу между эстетической «акцией» и эстетической реакцией и рассмотрю формы эстетической реакции, одна из которых – эстетическая оценка.

5. Эта работа позволит на словесном уровне прояснить ряд понятий, которые используются в эстетике в крайне нестрогом виде, на смысловом уровне – ответить на заглавный вопрос круглого стола о том, что же знает эстетика об эстетическом опыте.

С. Б. Никонова "Назад к Канту – и зачем это нужно?"

1. Вместо эпиграфа – и к вопросу об эстетическом том и сем: «Слова нужны для понимания смысла. Постигнув смысл, забывают о словах. Где бы мне найти человека, забывшего о словах, чтобы поговорить с ним?» (Чжуан-цзы)

2. Итак, по мнению докладчика, между выражениями «эстетический опыт», «эстетическая оценка», «эстетическое суждение», «эстетическое удовольствие», «эстетическая хирургия», «эстетическое воспитание» и т. д., и т. п. больше общего, чем кажется на первый взгляд, и суть не в оценках, суждениях, удовольствиях, опыте, хирургии и т. п., а в том, что они эстетические. Только это «эстетическое» трудно уловить, потому что оно разлилось везде, и кажется теперь, что суть-то как раз не в нем, а в разнице между суждением и оценкой, оценкой и опытом, опытом и удовольствием, удовольствием и наслаждением, наслаждением и хирургией (хотя, пожалуй, в последнем случае разница уже не столь очевидна!)

3. Предполагается попробовать показать, что это самое «эстетическое», которое характеризует все, с чем бы мы ни столкнулись, включая хирургию (и еще плюс к тому, самым непосредственным образом, искусство, которое с некоторых пор стали настоятельно «внедрять в жизнь», и уже не менее ста лет это производят, а значит, в общем, эстетическое поневоле уже должно было вместе с ним туда внедриться и окрасить собой всю жизнь и весь жизненный опыт, каким бы он ни был) – так вот, предполагается попробовать показать, что «эстетическое» являет собой характеристику определенного исторического типа мировоззрения, на первый взгляд, эстетическим вовсе не кажущегося, главная беда которого состоит, однако, не в этом, а в том, что мы все им безнадежно заражены.

4. Предполагается также предположить (именно так, и никак иначе, ведь что еще можно сделать с предположением?), что эта характеристика столь фундаментальна и существенна, столь специфична и глубинна для данного мировоззрения, что ее труднее из него выделить, чем какую-либо другую.

5. И также предположить, что в выявлении ее нам лучше всех поможет старина Кант с его «Критикой способности суждения», книжкой, похоже, не самой читаемой из всех его работ, а когда читаемой, почему-то понимаемой самым пестрым и многообразным образом. (Лелею, однако, надежду, что прошедший как-то раз в университете им. Герцена – и мимо меня – семинар по чтению этой книги принес свои бесценные и еще неизвестные мне плоды!)

6. Итак, попробуем немного поразбираться в том, какое место занимает эстетика в системе Канта – казалось бы, вопрос банальный (может быть он действительно окажется банальным, а может быть и нет). И еще в том, какое влияние она оказала на последующее развитие вот этого самого упомянутого внедрения эстетики в жизнь.

7. Если же предыдущий вопрос действительно окажется достаточно банальным и понятным, осуществим указанный поиск на примере красивого фильма «Последние дни Иммануила Канта» (Ф. Коллин, 1996) и играющей в нем музыки.

Модератор дискуссии: А. А. Грякалов.

Поделиться:

1794 дня назад
17 февраля 2020 19:30–21:00

Санкт-Петербург
ул. Малая Посадская, 26, ауд. 101
Показать на карте

Уже есть билет
Восстановить

Поделиться:

Связь с организатором

Напоминаем, что для того чтобы восстановить билет организатору можно не писать.

На этот адрес придёт ответ от организатора.

По номеру с вами свяжется организатор

Подпишитесь на рассылку организатора

Восстановление билета

Введите адрес электронной почты, указанный при регистрации на событие

Обращаем внимание на то, что билеты должны были прийти к вам на почту сразу после покупки.

Возврат билета

Если вы хотите вернуть билеты, вы можете сделать это по ссылке из письма с билетами или оформить запрос организатору в вашем  личном кабинете.

Подробнее о возврате билетов