Проблемный круглый стол "ЧТО ЗНАЕТ ЭСТЕТИКА ОБ ЭСТЕТИЧЕСКОМ ОПЫТЕ?"

Кафедра эстетики и этики РГПУ им. А.И.Герцена и Российское эстетическое общество приглашают Вас на проблемный круглый стол "ЧТО ЗНАЕТ ЭСТЕТИКА ОБ ЭСТЕТИЧЕСКОМ ОПЫТЕ?" На круглом столе планируются два выступления и свободная дискуссия. Также после круглого стола состоится обсуждение дальнейших совместных действий и мероприятий по развитию эстетических исследований в регионе. Темы выступлений: А.Е.Радеев. Об эстетическом опыте вообще и о его отношении с оценкой – в частности С.Б.Никонова. Назад к Канту – и зачем это нужно? Модератор дискуссии: А.А.Грякалов.

Наука 16+

Кафедра эстетики и этики РГПУ им. А.И.Герцена и Российское эстетическое общество приглашают Вас на проблемный круглый стол

"ЧТО ЗНАЕТ ЭСТЕТИКА ОБ ЭСТЕТИЧЕСКОМ ОПЫТЕ?"

который состоится 17 февраля 2020 года в 17.00 в "Пространстве на Малой Посадской" — действующей аудитории РГПУ им. А. И. Герцена 

по адресу: Санкт-Петербург, ул. Малая Посадская, 26, ауд. 101.

Институт философии человека РГПУ им. А.И.Герцена.

На круглом столе планируются два выступления и свободная дискуссия. Также после круглого стола состоится обсуждение дальнейших совместных действий и мероприятий по развитию эстетических исследований в регионе.

Темы выступлений с принципиальными тезисами:

А. Е. Радеев "Об эстетическом опыте вообще и о его отношении с оценкой – в частности"

1. После сложных путей развития эстетики стало несомненным, что проблематика эстетического опыта (ЭО) является основной. «Эстетическое», «эстетическое отношение», «эстетическое событие», «эстетическое удовольствие», «эстетическое суждение», «эстетическая оценка» и многое другое – все это частные моменты ЭО, каждый из этих моментов следует рассматривать один из аспектов ЭО.

2. Такая принципиальность ЭО вызывает ряд вопросов (в каком смысле «опыт»? В каком смысле «эстетический»? Возможно ли (и необходимо ли) дать определение ЭО? В чем вообще проблема ЭО? Как возможен его анализ? В чем необходимость его анализа?), каждый из которых должен быть рассмотрен отдельно. Эти и подобные вопросы связаны с «проблемой манной каши» при рефлексии об ЭО. Я постараюсь на ряде примеров раскрыть эту проблему и покажу, как эта проблема может быть преодолена.

3. Поскольку проблематика ЭО слишком широка, я хотел бы подробнее рассмотреть такой частный аспект ЭО, как эстетическая оценка. Увы, именно сведение одного к другому составляет один из «пороков» в рассуждениях об ЭО.

4. Для аналитики ЭО и эстетической оценки я введу понятие силы, понятия активного и реактивного, покажу разницу между эстетической «акцией» и эстетической реакцией и рассмотрю формы эстетической реакции, одна из которых – эстетическая оценка.

5. Эта работа позволит на словесном уровне прояснить ряд понятий, которые используются в эстетике в крайне нестрогом виде, на смысловом уровне – ответить на заглавный вопрос круглого стола о том, что же знает эстетика об эстетическом опыте.

С. Б. Никонова "Назад к Канту – и зачем это нужно?"

1. Вместо эпиграфа – и к вопросу об эстетическом том и сем: «Слова нужны для понимания смысла. Постигнув смысл, забывают о словах. Где бы мне найти человека, забывшего о словах, чтобы поговорить с ним?» (Чжуан-цзы)

2. Итак, по мнению докладчика, между выражениями «эстетический опыт», «эстетическая оценка», «эстетическое суждение», «эстетическое удовольствие», «эстетическая хирургия», «эстетическое воспитание» и т. д., и т. п. больше общего, чем кажется на первый взгляд, и суть не в оценках, суждениях, удовольствиях, опыте, хирургии и т. п., а в том, что они эстетические. Только это «эстетическое» трудно уловить, потому что оно разлилось везде, и кажется теперь, что суть-то как раз не в нем, а в разнице между суждением и оценкой, оценкой и опытом, опытом и удовольствием, удовольствием и наслаждением, наслаждением и хирургией (хотя, пожалуй, в последнем случае разница уже не столь очевидна!)

3. Предполагается попробовать показать, что это самое «эстетическое», которое характеризует все, с чем бы мы ни столкнулись, включая хирургию (и еще плюс к тому, самым непосредственным образом, искусство, которое с некоторых пор стали настоятельно «внедрять в жизнь», и уже не менее ста лет это производят, а значит, в общем, эстетическое поневоле уже должно было вместе с ним туда внедриться и окрасить собой всю жизнь и весь жизненный опыт, каким бы он ни был) – так вот, предполагается попробовать показать, что «эстетическое» являет собой характеристику определенного исторического типа мировоззрения, на первый взгляд, эстетическим вовсе не кажущегося, главная беда которого состоит, однако, не в этом, а в том, что мы все им безнадежно заражены.

4. Предполагается также предположить (именно так, и никак иначе, ведь что еще можно сделать с предположением?), что эта характеристика столь фундаментальна и существенна, столь специфична и глубинна для данного мировоззрения, что ее труднее из него выделить, чем какую-либо другую.

5. И также предположить, что в выявлении ее нам лучше всех поможет старина Кант с его «Критикой способности суждения», книжкой, похоже, не самой читаемой из всех его работ, а когда читаемой, почему-то понимаемой самым пестрым и многообразным образом. (Лелею, однако, надежду, что прошедший как-то раз в университете им. Герцена – и мимо меня – семинар по чтению этой книги принес свои бесценные и еще неизвестные мне плоды!)

6. Итак, попробуем немного поразбираться в том, какое место занимает эстетика в системе Канта – казалось бы, вопрос банальный (может быть он действительно окажется банальным, а может быть и нет). И еще в том, какое влияние она оказала на последующее развитие вот этого самого упомянутого внедрения эстетики в жизнь.

7. Если же предыдущий вопрос действительно окажется достаточно банальным и понятным, осуществим указанный поиск на примере красивого фильма «Последние дни Иммануила Канта» (Ф. Коллин, 1996) и играющей в нем музыки.

Модератор дискуссии: А. А. Грякалов.

Поделиться:

1529 дней назад
17 февраля 2020 19:30–21:00

Санкт-Петербург
ул. Малая Посадская, 26, ауд. 101
Показать на карте

Уже есть билет
Восстановить

Поделиться:

Связь с организатором

Напоминаем, что для того чтобы восстановить билет организатору можно не писать.

На этот адрес придёт ответ от организатора.

Подпишитесь на рассылку организатора

Восстановление билета

Введите адрес электронной почты, указанный при регистрации на событие

Обращаем внимание на то, что билеты должны были прийти к вам на почту сразу после покупки.

Возврат билета

Если вы хотите вернуть билеты, вы можете сделать это по ссылке из письма с билетами или оформить запрос организатору в вашем  личном кабинете.

Подробнее о возврате билетов